11:57 стихи и проза наших друзей |
ОТСЕБЯТИНА. "Отсебятину несешь", "не пори отсебятину". Такие фразы кое-кому приходится слышать от окружающих. Этими фразами человеку отказывают в праве иметь собственное мнение по некоему предмету, поскольку оно не совпадает с общепринятыми представлениями. Конечно, есть сферы человеческой жизни где отсебятина неуместна. Например, вопросы этики, этикета. Человечество на протяжении веков выработало нормы общения между людьми, манеры поведения в обществе. Отклонение от них находится в диапазоне от неотесанности до хамства. Я далек от мысли, что с завтрашнего дня в трамваях будет звучать:-"сударыня, передайте, пожалуйста, на билет. Но не все дошедшее до нас из глубины веков безупречно. Например, сруб дома или бани. Из каких соображений дверной проем прорублен посередине стены? Да, скорее всего, не из каких. По причине отсутствия оных. В просторной бане из-за двери посередине втроем тесно. В маленькой бане с дверью в углу просторно. Я далек от мысли, что с завтрашнего дня начнут прорубать дверь в углу. Существуют общепринятые представления имеющие авторство, кажущиеся незыблемой истиной и, тем не менее, ошибочные. Яркий пример тому теория двигателя внутреннего сгорания. Тепловой расчет двигателя меня забавляет. Математические операции со среднепотолочными данными (эти бесконечные "примем…") и параметрами с точностью до четвертого знака после запятой. Это напоминает эпизод из кинокомедии "Самогонщики" когда Никулин заряжает в агрегат полмешка сахара и, прикинув на логарифмической линейке, добавляет три кусочка. Все поддается расчету и математическому моделированию. Но дело не в этом. Основным параметром двигателя без всяких тому оснований считается параметр вспомогательного процесса – степень сжатия. Хотя в любом печатном издании будь это учебник для СПТУ или для университета написано, что основным процессом является такт рабочего хода. Рассматривать степень сжатия как отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания неприемлемо. Термодинамика рассматривает изменение состояния постоянной массы газа. Степенью сжатия может называться только отношение объема над поршнем в момент закрытия впускного клапана (сжимаемого объема) к объему камеры сгорания. Что выражает степень сжатия? Зная состояние газа в начале процесса (не такта!) сжатия и степень сжатия можно определить энергию, затраченную на сжатие. Механическую работу газ совершает на такте рабочего хода в процессе расширения. Работа газа пропорциональна разности конечного (полный объем цилиндра) и начального (объем камеры сгорания) объемов расширения. Эта разность есть рабочий объем. Отношение этих объемов – степень расширения. Это основной параметр двигателя определяющий эффективность преобразования тепловой энергии в механическую. И уж откровенный ляпсус в теории двигателя – именно этому параметру не нашлось места в формуле термического КПД!? Два необходимых замечания: Первое. Момент открытия выпускного клапана не имеет значения. Политропа расширения определяется степенью расширения Второе. То, что в существующих двигателях степень расширения и степень сжатия связанны конструктивно не дает основания для подмены понятий. Тем более возможен двигатель с любым сочетанием степеней расширения и сжатия. Конструктивно не сложнее серийных. Регламентируя пропорцию между рабочим объемом и объемом камеры сгорания детонационными свойствами бензина, создатель двигателя рассматривает его как к устройство для предотвращения детонации при сжатии. Только поэтому экономичность бензинового двигателя значительно ниже возможной. Я далек от мысли, что с завтрашнего дня в технических характеристиках двигателей будут писать "степень расширения. Инерция мышления, психологический барьер - трудные препятствия на пути работы интеллекта. Сильнейшие тормоза на пути технического прогресса. Суть деятельности конструктора "пороть отсебятину".
|
|
Всего комментариев: 0 | |